Финансовый обозреватель

Только новое из мира финансов

  • Slide image one

Требования к структуре бизнес-плана фирмы

Бизнес-план является принципиально новым для нашей экономики документом. В традиционном для отечественного планирования технико-экономическом обосновании оценки экономической эффективности проекта отводилось всего несколько страниц текста.

Структура бизнес-плана представлена на рис. 1 (18, С. 300).

Этого было вполне достаточно в условиях централизованно планируемой экономики, где инвестором выступал госбюджет, а своеобразным маркетингом занимался Госснаб.

В отличие от технико-экономического обоснования бизнес-план детально характеризует все основные аспекты будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

В связи с этим рекомендуется проверенный метод свертывания информации: ее классифицируют по определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а значит и результативнее.

При составлении бизнес-плана необходимо также помнить, что информация, представленная в нем, должна быть емкой, четкой и в то же время краткой, доступной в изучении и понимании, т.е. он должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера.

Часто неопытные предприниматели при составлении бизнес-планов использую прилагательные весьма экспрессивной оценки, однако лучше избежать излишней эмоциональности при изложении, а вместо этого включить в план цифровые показатели. Они намного скромнее, но более эффективно воздействуют на потенциальных деловых партнеров.

Однако при большом количестве различных цифровых материалов их восприятие и оценка затрудняются, особенно при первом ознакомлении с планом.

1. Резюме (20, С. 321).

Представляются основные идеи бизнес-плана. При необходимости привлекается внимание и заинтересованность потенциального инвестора или кредитора.

Сюда включается следующая информация:

цель и задачи бизнес-плана;

описание предприятия, его специализация;

сведения о квалификации управленческого персонала;

преимущества продукции предприятия на рынке; текущее финансовое состояние предприятия, ресурсы;

возможности роста доходов, долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия;

описание на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству;

источники финансирования, потребности в инвестировании, порядок погашения кредитов;

риски предприятия, их уровень;

экономическое обоснование и эффективность проекта.

Таким образом, резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана.

Пишется резюме в последнюю очередь на основании ключевых фраз других разделов бизнес-плана.

. Общая характеристика предприятия и продукции: полное и сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический адрес, банковские реквизиты; организационно-правовая форма предприятия; размер уставного капитала; учредители предприятия с указанием их доли в уставном капитале; характеристики менеджеров высшего звена управления - директора, главного бухгалтера; основной вид деятельности предприятия; формулировка миссии предприятия; оценка сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия.

Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия можно оформлять в виде таблиц.

Далее идет описание продукта предприятия с позиции потребителя, обосновывается необходимость совершенствования продукта.

О продукте приводятся следующие сведения:

область применения; какую потребность удовлетворяет;

второстепенные области применения; показатели качества (надежность, простота эксплуатации, процент брака и т.п.);

внешнее оформление и упаковка; патентная защищенность;

описание преимуществ планируемого к производству продукта;

сильные и слабые стороны товара; сравнение с другими товарами.

. Анализ рынков и основных конкурентов (26, С. 58).

В этом разделе бизнес-плана уделяется внимание следующим вопросам:

определение размеров (емкости) рынка;

степень насыщенности рынка;

выявление наиболее перспективных рынков сбыта;

оценка основных конкурентов.

Оценка рынков сбыта включает выяснение:

уровня спроса;

степени удовлетворения спроса;

уровня конкуренции;

доли потребителей, готовых купить продукцию.

Анализ и оценка конкурентов предполагает следующие параметры характеристики:

объем продаж, натуральные показатели;

занимаемая доля рынка, %; уровень цены;

Перейти на страницу:
1 2 3 4