Финансовый обозреватель

Только новое из мира финансов

  • Slide image one

Недостатки использования упрощенной системы налогообложения

Здесь я хотела бы рассмотреть недостатки использования УСН. Конечно, не смотря на то, что достоинств этой системы действительно много, о недостатках не сказать нельзя, т.к. они значительны.

Начать надо с самого главного. Хотя, организации, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, организации - поставщики не могут принять НДС к вычету. Это значительный минус, и вполне возможно, что организации на УСН потеряют часть своих поставщиков, потому, что не каждый из них согласится понижать стоимость товара на сумму НДС. Конечно, есть вариант, что фирма на УСН выставит счет-фактуру с выделенным НДС, однако это является не совсем законно. Во-первых, налог на добавленную стоимость, указанный в таких счетах-фактурах, организации придется отразить в налоговой декларации за соответствующий налоговый период и перечислить в бюджет. Во-вторых, как финансовое ведомство, так и налоговые органы придерживаются той позиции, что организация-покупатель не имеет права на вычет НДС по счету-фактуре, полученному от поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения. Главным доводом контролирующих органов в этом вопросе является то, что выставление самого счета-фактуры поставщиками, применяющими специальные режимы налогообложения, является неправомерным. Как следствие и право на вычет НДС по такому счету-фактуре также отсутствует. Однако в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 февраля 2009 г. N ВАС-535/09 указано, что в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ условиями для вычета НДС являются наличие правильно оформленного счета-фактуры и первичных документов, а также принятие приобретенных товаров на учет. Но, несмотря на то что арбитры однозначно высказались по этому вопросу, налогоплательщику, настаивающему на выставлении счета-фактуры его контрагентом на упрощенке с выделенным НДС, нужно готовиться отстаивать свое мнение в судебных органах.

Пример

Фирма покупает товар на сумму 59 000 руб. (в т. ч. НДС - 9000 руб.) и продает его:

за 118 000 руб. (в т. ч. НДС - 18 000 руб.) при обычной системе;

за 100 000 руб. (без НДС) при упрощенной системе.

Ситуация 1

Фирма находится на общей системе налогообложения. В этом случае общая сумма налогов составит 21 000 руб. (9000 руб. (НДС) + 12 000 руб. (налог на прибыль)), у фирмы на расчетном счет останется 38 000 руб.

Ситуация 2

Фирма находится на “упрощенке”. Если она платит единый налог с выручки по ставке 6 процентов, то сумма налога составит:

000 руб. x 6% = 6000 руб.

После расчета с поставщиком товаров и перечисления налога у фирмы останется на расчетном счету:

000 руб. - 59 000 руб. - 6000 руб. = 35 000 руб.

Если она платит единый налог с разницы между доходами и расходами по ставке 15 процентов, то сумма налога составит:

(100 000 руб. - 59 000 руб.) x 15% = 6150 руб.

После расчетов с поставщиком и бюджетом у фирмы остается:

100 000 руб. - 59 000 руб. - 6150 руб. = 34 850 руб.

Таким образом, чтобы принять правильное решение, переходить фирме на спецрежим или нет, нужно проанализировать множество факторов, касающихся конкретной компании. Очевидно, что особенно выгодна “упрощенка” небольшим фирмам, работающим с покупателями, которым неважно, указан в стоимости покупки НДС или нет (например, при розничной торговле).

Ещё одним немаловажным минусом упрощенной системы налогообложения является закрытый список расходов. Когда организация выбирает базу как доходы за вычетом расходов, они могут учесть только те расходы, которые указаны в ст.346.16 НК РФ. Это собственно приводит к тому, что некоторые расходы, прямо не указанные в списке, но произведенные для получения финансового результата, невозможно обосновать законно. Для этого приходится искать похожие расходы в списке и «подгонять» под них эту статью затрат. Например, расходы по оплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду прямо не поименованы в списке расходов, принимаемых для исчисления налоговой базы, в ст. 346.16 НК РФ, однако согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации одним из видов расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, являются материальные расходы. Следует напомнить, что материальные расходы в целях исчисления единого налога принимаются применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций. А поскольку согласно нормам ст. 254 Кодекса к материальным расходам, учитываемым в целях налогообложения, относятся, в частности, платежи налогоплательщика за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы, то платежи за загрязнение окружающей природной среды могут приниматься у налогоплательщиков единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в составе материальных расходов, учитываемых при определении налоговой базы, несмотря на то, что указанные платежи признаны платежами неналогового характера. Также в составе материальных расходов могут быть учтены расходы на оплату услуг сторонних организаций по печати газеты и по ее доставке до читателей, осуществляемых на основании договоров оказания услуг.

Перейти на страницу:
1 2