Финансовый обозреватель

Только новое из мира финансов

  • Slide image one

Направления и структура расходов порта

Расходы возникают вследствие потребления ресурсов в процессе деятельности порта. Под ресурсами понимают потребленные материалы, платные услуги со стороны других субъектов хозяйствования, труд людей разных специальностей и квалификации, время работы разных видов перегрузочного оборудования, площадь помещений, складов, гидротехнических сооружений, нематериальных активов и т.п. Понятие ресурсов тесно связано с классификацией затрат за экономическими элементами, широко известной в практике экономического планирования при составлении перечня затрат. Каждый ресурс имеет цену. Кроме того, отдельные виды ресурсов налогооблагаются, что фактически увеличивает их цену. Таким образом, затраты - это стоимостное выражение реально употребленных ресурсов во время реальной деятельности.

В условиях рынка затраты производства выступают в качестве одного из самых важных показателей, что существенно влияет на экономическое положение портов. Ради стабильной и эффективной деятельности предприятия нужно постоянное сравнение результатов деятельности с затратами, выраженными в денежной форме. Затраты при перегрузке грузов играют важную роль в ценообразовании на морском транспорте. Затраты перегрузочных операций плюсуются к стоимости продукции, которая перегружается, и есть составной частью оптовых и розничных цен.

Расходы портов по своему составу и назначению очень разнообразны и возмещаются за счет двух собственных источников: себестоимости и прибыли (через себестоимость должны возмещаться расходы порта, которые обеспечивают простое воспроизведение всех факторов производства). Соответственно в себестоимость портовой продукции включают затраты на:

· исследования рынка портовых услуг и других рынков;

· производство, в том числе расходы на электроэнергию, материалы, амортизацию фондов и нематериальных активов, оплату труда портового персонала;

· обслуживание производственного процесса и управление им;

· использование и охрану природных ресурсов;

· набор и подготовку кадров;

· текущую рационализацию производства (усовершенствование технологии,

организации производства, труда, повышение качества продукции порта), кроме капитальных;

· подготовку и изучение новой продукции порта, ее сбыт.

Совокупные расходы порта в зависимости от их назначения выражаются несколькими показателями: валовые затраты, смета производства, себестоимость продукции. Показатель валовых затрат введен в систему экономических вычислений и учета на предприятиях для определения налогооблагаемой прибыли в соответствии с законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий». Смета производства - это затраты порта, связанные с основной деятельностью за определенный период независимо от того, относят их на себестоимость продукции в этом периоде или нет. Себестоимость работ, услуг порта - это выраженные в денежной форме текущие затраты, непосредственно связанные с подготовкой и выполнением работ и услуг.

Планирование себестоимости является составной частью плана экономического и социального развития порта, который разрабатывается ним самостоятельно на основании показателей планового объема работ и услуг, продуктивности труда, фонда его оплаты и т.п. Этот план представляет собой систему технико-экономических расчетов, которые определяют размер затрат работ (услуг). Результаты учета затрат используются для оценки финансово-хозяйственной деятельности порта и его структурных подразделений, определения фактической эффективности реализованных организационно-технических мероприятий, выявления резервов сокращения затрат, выполнение аналитических расчетов.

Для управления затратами порта особенно важным моментом является их обоснованная классификация. Именно классификация определяет варианты учета, планирования и анализа затрат работ в морских портах. По месту возникновения затраты работ (услуг) группируются в разрезе отдельных структурных подразделений порта. В морском торговом порту рекомендуется выделять:

· основные центры затрат, непосредственно связанные переработкой грузов (перегрузочные комплексы, терминалы, отдельные причалы);

· дополнительные центры затрат, которые обслуживают основные и другие центры;

· управленческие центры затрат, которые занимаются коммерческой, финансовой, административной деятельностью (вычислительные центры, бухгалтерия).

В зависимости от характера и назначения процессов, которые выполняются, производство делится на основное (погрузочно-разгрузочные работы, другие работы и услуги), вспомогательное (выполнение работ по техническому обслуживанию основных фондов, обеспечение инструментом, запасными частями для ремонта транспортных средств и оборудования, различными видами энергии, транспортными и другими услугами) и обслуживающее (непроизводственное) хозяйствование (жилищно-коммунальное хозяйство, культурно-бытовые учреждения, научно-исследовательские, спортивные и другие структурные подразделения, которые не берут участия в выполнении и обеспечении ПРР).

Перейти на страницу:
1 2 3