Финансовый обозреватель

Только новое из мира финансов

  • Slide image one

Понятие и сущность государственного долга

Государственный долг возникает в определенные моменты функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, когда бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями.

Государственный долг - сумма задолженности по выпущенным и непогашенным займам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные государственные гарантии [8, с.24].

В статье 97 Бюджетного кодекса РФ [2] указано, что «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».

Все имущество РФ, которое составляет государственную казну, служит для обеспечения государственного долга России.

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства. Долговые обязательства - это сложная категория, отличающаяся:

по форме образования и обслуживания;

по объектам долговых отношений;

по срокам обязательств.

Согласно статье 98 Бюджетного кодекса основные формы долговых обязательств следующие:

кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет [2].

Государственный долг - одна из ключевых проблем российской экономики. То или иное состояние этой проблемы оказывает непосредственное влияние как на темпы экономического роста в стране в целом, так и на направление бюджетной и финансовой политики в частности.

Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга, при этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование бюджетной классификации и, во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению, и в этом случае преобладают институциональные признаки долговых статей.

Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг.

В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются долговые обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга.

Отнесение вновь возникающей задолженности Российской Федерации на государственный внутренний или внешний долг происходит в зависимости от влияния операции по привлечению заемных средств на платежный баланс Российской Федерации вне зависимости от валюты возникающих обязательств. Отнесение государственных гарантий на внутренний или внешний долг происходит в зависимости от влияния возможных выплат Российской Федерации, наступающих при неисполнении гарантированного обязательства, на платежный баланс Российской Федерации.

Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся [13, с.42]:

классификация долга по типу кредитора (держателя долгового обязательства)

по типу долгового обязательства.

Перейти на страницу:
1 2 3 4