Финансовый обозреватель

Только новое из мира финансов

  • Slide image one

Особенности взимания акцизов по отдельным видам товаров

А) Ювелирные изделия. Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ ювелирные изделия с 1 января 2003 года исключены из перечня товаров, подлежащих налогообложению акцизами.

В соответствии со статьей 17 действующего до 10 марта 2002 года Федерального закона от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности » производство ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, относились к лицензируемым видам деятельности, и осуществлялось только на основании лицензий (специальных разрешений). Лицензии, согласно указанному закону, могли быть выданы только или юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999г. № 643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов», все изготовляемые на территории РФ ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов должны соответствовать пробам, определенным настоящим постановлением и быть заклеймены государственным пробирным клеймом. Опробование и клеймение осуществляется Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов РФ.

В связи с этим до 1 января 2001 г. акцизами облагались только ювелирные изделия, прошедшие клеймение в инспекции пробирной палаты.

После вступления в силу Федерального закона от 29 мая 2001 г. № 57-ФЗ определение ювелирных изделий, подлежащих налогообложению акцизами, включает в себя и изделия, изготовленные из недрагоценных металлов со вставками из драгоценных металлов и (или) камней. В тоже время отдельные производители ошибочно относили эти изделия к не подлежащим налогообложению акцизами изделиям народных художественных промыслов или ювелирной галантереи.

Б) Алкогольная продукция

Спиртоводочная промышленность в советский период формировала значительную часть доходов бюджета страны. В 1984 г. налог с оборота этой продукции составлял более 10% доходов бюджета СССР. Осуществление политических и экономических преобразований, либерализация этого сектора экономики в начале девяностых годов XX в. Привели к значительному снижению производимой легальной продукции. В результате удельный вес налогов, поступающих от этой отрасли промышленности, в доходах консолидированного бюджета РФ упал до 1-2%. Это притом, что, производственные мощности и объемы потребления алкогольных напитков возросли.

С 2001 г. до 2006 г. в части уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9% (за исключением вин) действовал режим налогового склада. Он предполагал, что вся продукция до момента ее реализации находится под контролем налоговых органов и подлежит маркировки региональными специальными марками. Было установлено, что при реализации производителем алкогольной продукции со своего акцизного склада напрямую населению на территории субъекта РФ 100%ставки акциза уплачивалось в бюджет региона, в котором находился производитель.

Данная система была призвана исполнять не только фискальные и распределительные функции, но и служить для надзора за оборотом. Однако при анализе правильности уплаты акцизов на алкогольную продукцию было установлено, что введенная система не устранила нарушения, допускаемые налогоплательщиками, при уплате акцизов. Региональные бюджеты ежегодно теряли значительные суммы не поступивших в их бюджеты налогов.

В целях сокращения случаев уклонения от уплаты акцизов по алкогольной продукции и, соответственно, потерь доходов бюджета от поступлений этого налога был принят Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 107-ФЗ, упразднивший с 2006 г. режим акцизного налогового склада в отношении алкогольной продукции. Это позволило значительно сократить количество налогоплательщиков и повысить эффективность контроля.

В целях минимизации потерь бюджетов субъектов РФ с 2006 г. (по настоящее время) установлен следующий порядок распределения акцизов на алкогольную продукцию между субъектами РФ: 20% акцизной ставки уплачивается заводом-производителем в бюджет региона по месту его нахождения, а оставшиеся 80% распределяются между регионами по нормативам, исходя из доли субъекта Российской Федерации в общей сумме акцизов, поступивших в 2004 г. при реализации производителями (за исключением реализации на акцизные склады) и при реализации с акцизных складов.

Перейти на страницу:
1 2 3