Финансовый обозреватель

Только новое из мира финансов

  • Slide image one

Анализ запаса финансовой устойчивости и зоны безубыточности

При анализе запаса финансовой устойчивости или зоны безубыточности рассматривают следующие показатели:

. Порог рентабельности или точка безубыточности (ТБ) - это безубыточный объем продаж:

ТБ = Ипост/ДМД*100 %,

Где Ипост - постоянные издержки, тыс. руб.; ДМД - доля маржинального дохода в выручке, %.

МД = В - Ипер = П+Ипост,

Где МД - маржинальный доход, тыс. руб.; В - выручка от реализации продукции, тыс. руб.; Ипер - переменные затраты, тыс. руб.; Ипост - постоянные затраты, тыс. руб.; П - прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

. Запас финансовой устойчивости (ЗФУ):

ЗФУ = (В - ТБ) / В,

Где В - выручка от реализации продукции, тыс. руб.; ТБ - безубыточный объем продаж, тыс. руб.

Рассчитаем запас финансовой устойчивости предприятия с помощью табл. 10.

Таблица 10 - Расчет запаса финансовой устойчивости предприятия

Показатели

Предыдущий год

Отчетный год

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

15955

17815

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

115

277

Себестоимость продукции, тыс. руб.

15473

17214

Переменные затраты, тыс. руб.

15163,54

16869,72

Постоянные затраты, тыс. руб.

309,46

344,28

Маржинальный доход, тыс. руб.

424,46

621,28

Доля маржинального дохода в выручке, %

2,66

3,49

Порог рентабельности, тыс. руб.

11632,27

9872,12

Запас финансовой устойчивости, тыс. руб.

4322,73

7942,88

Запас финансовой устойчивости, %

27,09

44,59

Как показывает расчет, на начало года нужно было реализовать продукции на сумму 11632,27 тыс. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактически выручка составила 15955 тыс. руб., что выше порога на 4322,73 тыс. руб. или на 27,09 % - это и есть запас финансовой устойчивости. На конец отчетного года запас финансовой устойчивости существенно увеличился в абсолютном выражении (на 3620,2 тыс. руб.), а в относительном составил 17,5 %., что могло произойти вследствие повышения уровня рентабельности продаж.

Перейти на страницу:
1 2