Финансовый обозреватель

Только новое из мира финансов

  • Slide image one

Анализ рентабельности предприятия

Наиболее важными для анализа показателями рентабельности являются показатели: валовая рентабельность - отражает, сколько валовой прибыли в каждом рубле реализованной продукции (работ, услуг). В зарубежной практике этот показатель называется маржинальным доходом (коммерческой маржой).

Особый интерес для внешней оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности организации представляет анализ не таких традиционных показателей прибыльности, как затратоотдача, бухгалтерская рентабельность.

Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или снижения затрат. Однако эти способы временны и недостаточно надежны в нынешних условиях. Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям укрепления ее финансового состояния, состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию этой продукции, необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.

Таблица 25 Динамика коэффициентов рентабельности

Показатели

На начало 2009 года

На конец 2009 года

Отклонения ( + ; -)

1. Средняя величина активов, тыс. руб. ф. №1 2. Средняя величина оборотных активов, тыс. руб. 3. Средняя величина внеоборотных активов, тыс. руб. 4. Средняя величина собственного капитала, тыс. руб. 5. Средняя заёмного капитала, тыс. руб. 6. Выручка от продаж, тыс. руб. 7. Прибыль от продаж, тыс. руб. 8. Чистая прибыль, тыс. руб. 9. Расходы на производство и продажу продукции, тыс. руб. 10.Рентабельность совокупных активов, % (стр.8 : стр.1 х 100) 11.Рентабельность оборотных активов, % (стр.8 : стр.2 х 100) 12.Рентабельность внеоборотных активов, % (стр.8 : стр.3 х 100) 13.Рентабельность собственного капитала, % (стр.8 : стр.4 х 100) 14.Рентабельность заёмного капитала, % (стр.8 : стр.5 х 100) 15.Рентабельность продаж, % (стр.7 : стр.6 х 100) 16.Рентабельность (эффективность) расходов, % (стр.7 : стр.9 х 100)

40243 27263 12980 19117,5 19,5 211331 3017 1064 203399 2,64 3,9 8,2 5,56 5456,4 1,43 1,48

41931,5 27018 14913,5 20304,5 15 90064 2412 1895 85601 4,52 7,01 12,71 9,33 12633,3 2,68 2,82

1688,5 -245 1933,5 1187 -4,5 -121267 -605 831 -117798 1,88 3,11 4,51 3,77 7176,9 1,25 1,34

Данные таблицы показывают, что рентабельность практически всех показателей очень низкая, как в прошлом, так и в отчетном году. Однако есть тенденция к дальнейшему увеличению этих показателей, что свидетельствует об улучшении работы предприятия.

Рентабельность продаж и рентабельность расходов имеет положительную динамику, что говорит о стабильной работе предприятия. Однако все показатели нельзя рассматривать в одиночку. Необходимо дать комплексную оценку анализируемому предприятию.