Финансовый обозреватель

Только новое из мира финансов

  • Slide image one

Основные цели и задачи бизнес-планирования фирмы

Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный период в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов (15, С. 201).

В зависимости от рыночной ситуации и цели составления бизнес-планы могут быть различны и разрабатываются в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему).

Бизнес-план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление.

Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько велико, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель лишь подписал.

Это не значит, что не следует пользоваться услугами консультантов.

Наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом - составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего замысла. Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху. Письменное оформление бизнес-плана имеет очень существенное значение для организации работ по его выполнению.

Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуация на рынке меняется довольно быстро. Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод. В частности (16, С. 63):

заставляет руководителей фундаментально изучить перспективы фирмы;

позволяет осуществить более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;

определяет показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;

побуждает руководителя конкретнее определить свои цели и пути их достижения;

делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций;

четко формализуют обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.

Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный подобный план дает перспективы развития фирмы, т.е. в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и силы средств.

Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении таких актуальных задач, как (16, С. 200):

подготовка фирмой заявок на получение кредита;

обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;

открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;

перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;

составление проспектов эмиссии ценных бумаг приватизируемых и частных фирм;

выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед, (в среднем 3 года) (18, С. 298). Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

К сожалению, такое планирование в условиях нашей экономики пока не представлялось возможным, поскольку экономическая ситуация очень быстро менялась и поэтому многие ограничивались написанием плана на год. Но экономическая ситуация в стране стабилизируется и есть возможность планировать на перспективу.

Перейти на страницу:
1 2