Финансовый обозреватель

Только новое из мира финансов

  • Slide image one

Элементы налогообложения единого налога на вмененный доход

С 1 января 2003г. Федеральным законом от 24.07.02 г. № 104-ФЗ установлен специальный налоговый режим "Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности", Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен новой главой 26.3 с таким же названием. Замена налогового режима, действовавшего в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 г. № 148-ФЗ "О едином налоге на вменённый доход для отдельных видов деятельности", означает, что установлен не новый налог, а введен специальный налоговый режим, заменяющий ряд налогов одним налогом. [2] Strategos регламент проведения стратегических сессий.

Практически все специальные налоговые режимы относятся к федеральным специальным налоговым режимам. В виде исключения является система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которая не устанавливается на федеральном уровне. Данная система налогообложения вводится в действие законами субъектов Российской Федерации. Тем самым субъект Российской Федерации самостоятельно решает вопрос о введении, в том числе о дате введения на своей территории данной системы налогообложения.

С 2006 года эта система приобретает статус местного специального налогового режима. Представительные органы власти субъектов РФ и местного

самоуправления не вправе учреждать в налоговых нормативных актах такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговая база; налоговый период; порядок исчисления налога. Они определяются только в главе 26.3 НК РФ.

Существенным является и тот факт, что данная глава значительно сокращает полномочия региональных властей по уточнению элементов единого налога: они могут только выбирать из закрытого перечня, приведенного в ст.346.26 НК РФ виды деятельности, по которым в данном регионе вводится единый налог, и устанавливать величину корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитывающего совокупность прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и иные особенности. Все остальные элементы налога введены единообразно для всех регионов, что способствует упрочению единого экономического пространства страны.

Введение в действие главы 26.3 НК РФ не является безусловным основанием для применения специального налогового режима. Возможность применять данный специальный налоговый режим возникает при условии его введения на территории субъекта Российской Федерации.

Единый налог на вмененный доход представляет собой сравнительно новую форму налоговых отношений хозяйствующих субъектов с налоговыми органами. Необходимость введения единого налога на вмененный доход определена тем, что на практике сложно, а порою даже невозможно, получить полную информацию о доходах юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в таких сферах деятельности, где производится оплата товаров, работ и услуг за наличный расчет.

К наличному расчету приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислению со счетов в банках и иных кредитных организациях по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги). Наиболее распространенными видами деятельности при этом являются: торговля,

общественное питание, бытовое обслуживание населения, ремонтно-строительная деятельность, услуги автомастерских и т.п. В этих условиях государство на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе ревизий налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций вменяет налогоплательщику определенную сумму дохода, которая может быть положена в основу для исчисления налоговой базы.

Основной целью введения единого налога на вмененный доход в РФ стало привлечение к уплате налогов организаций и индивидуальных предпринимателей, выполняющих деятельность в тех сферах, где налоговый контроль значительно затруднен, в том числе в розничной торговле, общественном питании, бытовом и транспортном обслуживании. То есть тех налогоплательщиков, которые совершают расчеты с покупателями и заказчиками преимущественно в наличной денежной форме.

Перейти на страницу:
1 2 3 4